Времена года

Времена года

Цель: развитие экологического мышления и последовательное формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира на основе формирования представлений о взаимосвязях в природе, природных закономерностях.       

Задачи:

1. Образовательные:

·     Учить ребят устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления детей об окружающем мире.

·      Изучение закономерностей сезонных изменений в природе.

·    Знакомство с особенностями природы своего населенного пункта и Калужского края и сезонными изменениями, происходящими в ней.

·      Формирование положительной мотивации в общественной деятельности детей по сохранению природы родного края.

2. Развивающие:

·      Активизация познавательной активности обучающихся.

·      Развитие наблюдательности способности к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, эмоциональному восприятию природы.

·      Приобщение детей к художественной культуре, учить отражать впечатления о природе в изобразительной, декоративной, конструктивной видах деятельности.

·  Развитие эмоционально-волевых, нрав­ственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

3. Воспитывающие:

·    Воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.

·   Воспитывать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

· Воспитывать навыки позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

 

Отличительные особенности программы от уже существующих:

Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому которыми овладевают обучающиеся. В условиях различной подготовленности детей программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых обучающимися практических и творческих заданий.

Сроки реализации программы, возраст обучающихся, режим занятий: 

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Группа комплектуется из разновозрастных обучающихся (от 7 до 12 лет).

Группа занимается 2 раз в неделю по 2 часа (20 + 5 + 20+10+20+5+20)

(по СанПину 2.4.4.3172-14).

Формы организации учебной деятельности:

Теоретические занятия в форме бесед и лекций с применением дистанционных образовательных технологий

Интерактивные экскурсии в природу

Занимательные занятия

биологические игры

Результаты обучения 1 года

Предметные результаты:

Представления:

- свойства живых предметов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживой природы;

- группы растений: деревья, кустарники, травы – дикорастущие и культурные;

- группы животных;

- некоторые внешние отличительные признаки групп животных

- правила поведения в природе;

- основные признаки каждого времени года.

Предметные умения:

- вести простейшие наблюдения за растениями и животными;

- ухаживать за комнатными растениями;

- давать словесные описания растений и животных, называть их внешние признаки;

- соблюдать правила  поведения в природе.

 

Метапредметные результаты:

- иметь представление о значении разнообразных знаний для изучения, использования и охраны природы;

 -строить умозаключения, делать выводы;

- осуществлять планирование своей познавательной и практической деятельности;

- организовывать совместную деятельность в дистанционной группе для решения познавательных и практических задач (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- осознанно использовать речевые средства (устной и письменной речи) для организации сотрудничества в группе;

- владеть смысловым чтением художественных и научно-популярных текстов с экологическим содержанием.

 

Личностные результаты:

- объяснять своё отношение к миру;

- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

- иметь представление о себе и своих возможностях, объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет,

- участвовать в природоохранных акциях эколого-биологического центра, выпускать плакаты и мини-листовки по природоохранной деятельности.

Результаты обучения 2-го года

Предметные результаты:

Представления:

- основные правила ухода за растениями и животными;

- основные факторы и условия жизнедеятельности растений и животных;

- 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов нашего края;

- группы животных Калужского края – дикие и домашние (по 2-4 представителя), их детенышей, их повадках, условия жизни;

- 5-6 видов птиц, 8-10 насекомых, 5-6 видов рыб нашего региона;

Предметные умения:

-ориентироваться на местности

- проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения

- собирать и распознавать  флористический материал.

 

Метапредметные результаты:

- иметь представление о значении разнообразных знаний для изучения, использования и охраны природы;

 -строить умозаключения, делать выводы;

- осуществлять планирование своей познавательной и практической деятельности;

- организовывать совместную деятельность в дистанционной группе для решения познавательных и практических задач (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- осознанно использовать речевые средства (устной и письменной речи) для организации сотрудничества в группе;

- владеть смысловым чтением художественных и научно-популярных текстов с экологическим содержанием.

 

Личностные результаты:

- объяснять своё отношение к миру;

- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

- иметь представление о себе и своих возможностях, объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет,

- участвовать в природоохранных акциях эколого-биологического центра, выпускать плакаты и мини-листовки по природоохранной деятельности.

 

Содержание программы:

1 год обучения

Осень в природе

26 ч. теория+20 ч. практика= 46 ч.

Понятие фенологии

Народные приметы и фенология. Климат и его влияние на живую природу.

Народные приметы о временах года. Понятия погода и климат.

Значение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Организация и время наблюдений за погодой. Сезонные явления в природе осенью. Познавательная игра. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов.

Знакомство с распространенными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Подготовка растений к зиме. Осенняя окраска листьев деревьев и кустарников. Овощные культуры. Значение овощных культур в жизни человека и сельскохозяйственных животных. Сроки созревания отдельных культур и техника уборки урожая.

Осенние работы на участке овощных культур. Сорные растения. Наиболее распространенные однолетние цветочно-декоративные растения: ноготки, бархатцы, настурция, душистый горошек. Влияние погодных условий на продолжительность цветения растения. Признаки созревания семян у цветочно-декоративных растений. Знакомство с растениями (корень, стебель, лист и цветок). Особенности горшечной культуры растений, содержание их осенью.

Животные, рекомендуемые для содержания в домашнем уголке природы (экзотические, декоративные и мелкие сельскохозяйственные: кролики, птицы). Содержание в связи со средой обитания и образом жизни животного. Знакомство с внешним видом рекомендуемых для содержания животных.

Практические работы: Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева в различных частях кроны. Познавательная игра «Волшебница осень». Познавательная игра «Эти забавные животные».

«Осень в природе» - конкурс экологических рисунков. Зарисовка овощных культур, используемых для питания. Зарисовка однолетников. Познавательные игры. Творческие задания «Витаминная палитра».

 

Зима в природе

22 ч. теория+24 ч. практика= 46 ч.

 

Сезонные явления в зимнее время, значение снегового покрова для растений и животных. Свойства снега, льда, строение отдельных снежинок. Характеристика   снегового покрова. Жизнь животных зимой, их следы на снегу. Охрана природы зимой. Значение охраны птиц в городах и других населенных пунктах.

         Зимующие птицы.

Белка. Экологические особенности, образ жизни и поведения. Основные принципы  содержания. Изменение окраса шерсти при наступлении зимы. Особенности содержания комнатных растений в связи с недостатком тепла и света: размещение растений, предохранении растений в уголке живой природы, предохранение корней растений от действия холода при содержании растений на окне, дополнительное освещение. Температура воды полива, его зависимость от температуры и влажности воздуха в помещении.

Практические работы: Ведение записей и зарисовок в рабочих тетрадях.

         Познавательная игра «Зимушка-зима». Зарисовка белки. Распознавание зимующих птиц по внешнему виду. Наблюдение за комнатными растениями, их ростом, развитием, цветением.

 

        

Весна в природе.

18 ч. теория+18 ч. практика= 36 ч.

 

Признаки наступления весны, изменение внешнего вида растений.

     Изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.

Квакша – древесная лягушка – представитель земноводных. Условия обитания, внешнее строение, поведение. Польза, которую приносят птицы и необходимость бережного отношения к ним. Первые перелетные птицы. Сроки прилета  птиц. Особенности содержания комнатных растений весной. Знакомство с размножением комнатных растений черенками. Подкормка минеральными удобрениями. Значение почвы для жизни растений. Подготовка почвы, сохранение влаги в ней.

Подготовка семян овощных и цветочных растений к посеву (очистка, проверка на всхожесть). Сроки посева семян и цветочных растений.

Практические работы: Ведение записей и зарисовок в рабочей тетради. Распознавание перелетных птиц по внешнему виду. Зарисовка перелетных птиц.

 

Лето в природе.

8,5 ч. теория+7,5 ч. практика= 16 ч.

 

Значение леса и его охрана, травянистые растения леса. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с  правилами сбора грибов и ягод. Лекарственные растения леса.        

Разнообразие травянистых растений луга, хозяйственное значение лугов.

Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений. Животные леса и луга, обитатели местного водоема. Основные условия для роста и развития овощных и цветочных растений. Значение почвы и рыхление почвы для растений. Время и техника полива овощных и цветочных растений. Подкормка растений - способы, дозы и сроки внесения удобрений под овощные культуры и цветочные растения. Особенности ухода за отдельными цветочными и овощными растениями (прореживание, прищипка). Наиболее распространенные сорные растения и способы размножения сорняков. Жужелица, божья коровка, жаба, лягушка. Их образ жизни, питание и польза, которую приносят эти насекомые и животные, их охрана. Голый слизень, тля, капустная белянка и другие местные наиболее распространенные вредители растений. Вред, причиняемый ими овощным и цветочным растениям. Влияние обилия тепла и света на рост и развитие комнатных растений. Полив комнатных растений, подкормка, опрыскивание водой.

Практические работы: Ведение записей и зарисовок в дневниках наблюдений. Познавательная игра «Целебное лукошко». Распознавание сорных растений по внешнему виду. Наблюдение за ростом и развитием растений.

Итоговая аттестация.

Выставка детских работ, защита творческих проектов.

 

 

2 год обучения

 

Осень в природе

20 ч. теория+30 ч. практика= 50 ч.

Предсказание погоды по местным признакам. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолодание. Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений (отмирание надземных частей, образование зимующих почек, растения, зимующие с зелеными листьями). Назначение простейших метеорологических приборов, умение ими пользоваться (термометр, флюгер, барометр, осадкомер). Минералы, встречающиеся в окружающей местности, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Образование почвы. Роль воды в жизни человека, растений и животных. Разнообразие почв по механическому составу: песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые. Роль растений, животных, микроорганизмов и климатических условий в образовании почв. Образование плодородного слоя почвы в лесу, на лугу. Почвы в природе и на сельскохозяйственных угодьях. Понятие о плодородии. Изменение почвы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана почв в нашей стране.

Сроки и техника уборки урожая овощных культур. Учет урожая и подведении е итогов опытнической работы. Многолетние цветочно-декоративные растения; подготовка их к зиме. Разнообразие плодово-ягодных растений сада. Разнообразие домашних животных, выведение новых пород с нужными человеку качествами (яйцекладущие и мясные породы кур; мясные, мясо-шкурковые и пуховые породы кроликов; служебные и декоративные породы собак).

Практические работы: Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных; наблюдения за изменениями в жизни растений (последовательность окраски листьев, начало и окончание листопада у различных деревьев и кустарников, влияние погодных условий на опадание листьев), за животными (подготовка насекомых к зиме, изменение образа их жизни, линька, спячка). Ведение записей в «Календаре природы», подведение итогов наблюдений за погодой, вычерчивание температурной кривой, подсчет дней с преобладанием направляющих ветров, ясных, пасмурных, дождливых дней за месяц. Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников для изготовления учебно-наглядных пособий; повес на учебно-опытном участке, озеленение, подкормка зимующих птиц. Наблюдения за деятельностью воды и других природных факторов в местных условиях (размыв, образование оврагов). Сбор образцов местных полезных ископаемых. Ориентировка на местности по компасу и без него. Образование перегноя в природе (в лесу, на лугу) Сбор образцов местных пород. Определение состава почв. Простейший анализ почвы. Изготовление коллекции почв, схем почвенных разрезов.Наблюдения за сроками созревания овощных растений, за цветением и созреванием семян цветочно-декоративных однолетних и многолетних растений. Уборка и учет урожая. Сбор семян многолетних растений. Подготовка почвы и посадка плодово-ягодных растений. Заготовка и посадка черенков черной смородины. Обрезка сухих, слабых и больных веток у ягодных кустарников. Наблюдения за насекомыми – вредителями сада. Уход за кроликами, приготовление корма, кормление.

 

 

 

 

Зима в природе

30 ч. теория+14 ч. практика= 44 ч.

Зимующие птицы, их польза и привлечение (устройство кормушек и систематическая подкормка). Ознакомление с внешним видом семян овощных и цветочных растений (дополнительно к первому году работы  по программе) и семян полевых растений. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенность зимовки растений под снегом. Значение снегового покрова для защиты растений. Знакомство с разнообразием и биологическими особенностями хвойных растений: ель, сосна, туя, лиственница.

Практические работы: Наблюдение птиц в природе (внешний вид, поведение, время пробуждения, голоса птиц, взаимоотношения пернатых, поедание корма в кормушке, время кормления, вид поедаемого корма, время появления на кормушке разных птиц). Определение птиц по внешнему виду. Отбор семян овощных, полевых и цветочных растений для посева. Определение посевных качеств семян.

Выращивание зеленых кормов для животных уголка живой природы.

 

Весна в природе

16 ч. теория+16 ч. практика= 32 ч.

 

Изменение наклона солнечных лучей весной. Признаки весны: увеличение полуденной высоты солнца, продолжительности дня, потеплении и т.д. Значение солнечного тепла и света в жизни природы. Раннецветущие травянистые растения, распускание почек и цветение деревьев и кустарников. Связь сроков появления перелетных птиц с изменением температуры воздуха, вскрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе. Значение птиц в сельском хозяйстве. Охрана птиц. Минеральные и органические удобрения, сроки и способы их внесения в почву. Нормы внесения минеральных удобрений из расчета на 1 м2. Влияние удобрений на повышение урожайности растений. Уход за комнатными растениями, ознакомление с правилами и приемами пересадки, перевалки и обрезки комнатных растений. Знакомство с разными способами размножения комнатных растений. Назначение парников и теплиц. Значение выращивания рассады. Условия, необходимые для выращивания рассады, сроки посева семян и ухода за рассадой. Набухание почек сирени, липы, тополя, каштана. Растения – первоцветы Калужской области области. Приспособления первоцветов к низким температурам воздуха. Верба – весеннее дерево. Цветение вербы. Народные традиции. Волчье лыко – коварный кустарник. Ядовитые свойства растения. Ядовитые растения леса: ландыш, вороний глаз, купена, дурман. Биологические особенности. Значение своевременной обработки почвы, техника разбивки делянок, сроки посева овощных, полевых и цветочных растений, глубина заделки семян, расстояния в рядках и между рядками для разных растений, правила высадки рассады в грунт.

Практические работы: Наблюдения за прилетом птиц, заселением гнездовий, развеска гнездовий. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям. Изготовление наглядных пособий: альбома о жизни птиц с использованием записей наблюдений, рисунков и материалов, собранных из литературы. Распознавание основных минеральных и органических удобрений  по внешнему виду. Наблюдения над растворимостью минеральных удобрений в воде. Размножение комнатных растений черенками, делением куста, отводками, усами, луковицами. Составление земельной смеси для пересадки растений. Работы по перевалке, пересадке, подкормок, обрезке растений. Опыты по выявлению лучших сроков черенкования разных комнатных растений, по влиянию различных субстратов на быстроту укоренения черенков, температуры, влажности и подкормки на рост и развитие комнатных растений. Наблюдения за черенками комнатных растений – укоренением, ростом, их развитием.

Проведение наблюдений за поведением животных весной в уголке живой природы. Уход за животными уголка живой природы. Воспитание появившегося молодняка.

Изучение условий, способствующих скорейшему раскрытию почек, сравнение скорости их распускания.

 

Лето в природе

9 ч. теория+9 ч. практика= 18 ч.

 

Признаки лета. Изменение полуденной высоты солнца, продолжительность дня в начале и конце лета, сезонные явления природы летом. Предсказание погоды по поведению животных и состоянию растений. Растения – часы, растения – барометры. Лекарственные растений, строки и способы их сбора. Ядовитые Растения. Правила сбора грибов и ягод. Ядовитые грибы и ягоды. Хозяйственное значение леса (луга, водоема) и охраны его. Редкие растения, подлежащие охране.

Особенности развития отдельных насекомых (вредителей леса), меры борьбы с ними, полезные животные и охрана их. Время вылета птенцов из гнезд. Охрана птиц во время гнездования и вылета птенцов. Способы, сроки и дозы полива и подкормок растений участка (овощных, цветочных, плодово-ягодных и полевых). Техника рыхления почвы и борьба с сорняками. Простейшие меры борьбы с вредителями овощных, цветочных, плодово-ягодных растений. Законы об охране природы. «Красная книга» природы. Общественные организации по защите природы. Юннаты – защитники природных богатств  своего края.

Практические работы: Наблюдения за погодой по приборам и предсказание погоды по местным признакам (облакам, ветру, растениям, поведению животных), за продолжительностью дня в течение лета, ростом и развитием растений, образованием и ростом плодов у деревьев и кустарников, развитием насекомых; появлением птенцов, их кормлением и вылетом из гнезда.

Ведение записей показаний приборов и наблюдений за погодой в «Календаре природы», подведение итогов месячных наблюдений за погодой, вычерчивание температурной кривой, подсчет дней с преобладающим направлением ветра, дней ясных, пасмурных, дождливых. Ориентировка в лесу по сторонам горизонта, по компасу и без компаса. Сбор веток деревьев и кустарников, составление альбомов рисунков съедобных и ядовитых для человека грибов, полезных и вредных грибов для леса, коллекции насекомых – вредителей леса (луга).Наблюдения за ростом и развитием растений на опытной и контрольной делянках и ведение записей наблюдений в дневнике «Календарь природы». Рыхление почвы, удаление сорняков, полив, подкормка, прореживание корнеплодов, пасынкование помидоров, прищипка верхушек тыквенных, окучивание капусты и картофеля, подготовка почвы к посадке земляники и посадке ее, выявление и распознавание насекомых-вредителей, применение доступных юннатам способов борьбы с насекомыми-вредителями, сбор и учет урожая выращиваемых растений. Наблюдения за состоянием зеленых насаждений своего микрорайона: двора, улицы, ближайшего сквера, парка и других культурных ландшафтов. Сохранение редких объектов природы своей местности.

 

Итоговая аттестация.

Защита проекта «Природа моей местности»

© Ecodistanciya 2013-2015