Дистанционный зоопарк

images

Цель: формирование углубленных представлений о животных, представленных в мини-зоопарке Центра, воспитание бережного и ответственного отношения к объектам живой природы.

 

Задачи:

1.    Образовательные:

·    формирование природосообразной картины мира, со всем многообразием взаимосвязей и взаимозависимостей;

·    повышение компетентности школьников в области животного мира Калужской области, разнообразия природных комплексов природной среды;

2.    Развивающие:

·      способствовать выявлению и развитию познавательных умений и исследовательских способностей обучающихся;

·      способствовать развитию психических процессов обучающихся;

·      способствовать раскрытию творческих возможностей обучающихся.

3.    Воспитывающие:

·      способствовать воспитанию бережного и ответственного отношения к природным объектам;

·      воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по экологическим вопросам.

Отличительные особенности программы от уже существующих:

В Калужской области подобных программ нет. В отличие от существующих программ по экологическому образованию данная программа содержит мощный краеведческий блок и максимально использует возможности мини-зоопарка ГБОУДОД «Эколого-биологический центр». 

Программа основывается на натуральных объектах мини-зоопарка ГБОУДОД «Эколого-биологический центр».

В качестве контроля используется проектный метод и/или исследовательская работа. Изготовление проекта и соответствующей документации к нему и/или подготовка исследовательской работы наиболее полно отслеживают уровень знаний и умений обучающихся по теме. 

 

Сроки реализации программы, возраст обучающихся, режим занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Группа комплектуется из обучающихся одного возраста (возраст обучающихся от 8 до 11 лет). Группа занимается 1 раз в неделю по 2 часа (45 + 10 + 45). 

Формы организации учебной деятельности:

Предлагаемые в содержании программы темы изучаются дистанционно на территории мини-зоопарка ГБОУДОД «Эколого-биологический центр». В структуре курса используются следующие виды занятий: лекция, практикум, дискуссионная площадка, игра, циклы занятий по проектной и исследовательской работам, консультации по индивидуальным исследовательским работам и проектам. 

Предметные результаты:

Представления: о животных: звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, воздействие человека на живую природу; представление об экологической опасности.

Разнообразие организмов: млекопитающие (заяц, кролик, еж, морская свинка, нутрия, хорек, крыса, песчанка, мышь, агути), птицы (попугаи, аист, утка, сова, серая ворона, ворон, грач, галка, осоед, пустельга, степной орел), лягушки, змеи, ящерицы, черепахи сухопутные и пресноводные, рыбы аквариумные, моллюски (ахатина), ракообразные (речной рак). 

Предметные умения:

Ø распознавать виды животных из перечня,

Ø вести наблюдения за объектами живой природы (ведение дневников наблюдения);

Ø проводить несложные эксперименты;

Ø навыки работы с живыми объектами;

Ø классифицировать предварительно незнакомые организмы на основе наблюдаемых признаков.

 

Метапредметные результаты:

Ø иметь представление о значении разнообразных знаний для изучения, использования и охраны природы;

Ø строить умозаключения, делать выводы;

Ø осуществлять планирование своей познавательной и практической деятельности;

Ø организовывать совместную деятельность в дистанционной группе для решения познавательных и практических задач (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Ø осознанно использовать речевые средства (устной и письменной речи) для организации сотрудничества в группе; 

Ø владеть смысловым чтением художественных и научно-популярных текстов с экологическим содержанием.

 

Личностные результаты:

Ø ответственное отношение к обучению и самообразованию в области окружающей среды;

Ø осознавать значение научных знаний для использования и охраны природы;

Ø воздерживаться от негативных действий в отношении окружающей среды;

Ø бережное эмоционально-ценностное отношение к живым организмам (особям и видам);

Ø опыт экологически ориентированной рефлексии своей деятельности.

 Содержание программы

 

Наши братья млекопитающие

Темы 1 – 10

11 ч. теория + 9 ч. практика = 20 ч.

 

Роль зоопарков. Устройство зоопарка. Царство животных: разнообразие, общие особенности. Млекопитающие: особенности строения и жизни. Звери русских сказок.

Демонстрации: фотографии млекопитающих, научно-популярные фильмы BBC «Живые драконы», «Поместье сурикатов», Cite-Amerique «Приключения бобренка», NG «Бобровая плотина» и другие из списка видеофильмов.

Практические работы: определение млекопитающих по фотографии, рисунку, следу, контуру тела, окраске.

Наблюдения: наблюдение за млекопитающими в мини-зоопарке.

 

 

Покорители небес - птицы

Темы 11 - 17

7 ч. теория + 7 ч. практика = 14 ч. 

Признаки птиц. Приспособления птиц к полету. Разнообразие приспособлений птиц к образу жизни: клювы, лапы, окраска. Птицы русских сказок.

Демонстрации: фотографии птиц, научно-популярные фильмы о птицах из списка видеофильмов.

Практические работы: определение птиц по фотографии, рисунку, голосу, контуру тела, окраске.

Наблюдения: наблюдение за птицами в мини-зоопарке.

 

Рожденные ползать - пресмыкающиеся или рептилии 

Темы 18-21

4 ч. теория + 4 ч. практика = 8 ч.

Признаки пресмыкающихся. Особенности их внешнего и внутреннего строение. Приспособление к образу жизни. Размножение. Питание. Черепахи, змеи, ящерицы. Видовое разнообразие. Сказочные и мифические пресмыкающиеся.

Демонстрации: фотографии пресмыкающихся, научно-популярные фильмы о пресмыкающихся из списка видеофильмов.

Практические работы: определение пресмыкающихся по фотографии, рисунку, контуру тела, окраске.

Наблюдения: наблюдение за пресмыкающимися в мини-зоопарке.

 

Земноводные

Темы 22-24

3 ч. теория + 3 ч. практика = 6 ч.

Признаки земноводных. Такие разные лягушки. Тритоны. Почему в сказках часто встречаются лягушки? Различие лягушки и жабы. Особенности размножения.

Демонстрации: фотографии земноводных, научно-популярные фильмы о земноводных из списка видеофильмов.

Практические работы: определение земноводных по фотографии, рисунку.

Наблюдения: наблюдение за земноводными в мини-зоопарке.

 

Аквариумные рыбы

Темы 25-26

3 ч. теория + 3 ч. практика = 6 ч.

Признаки рыб. Приспособления к жизни в водной среде. Морские и пресноводные рыбы. Происхождение и видовое разнообразие аквариумных рыб.

Демонстрации: фотографии рыб, научно-популярные фильмы о рыбах из списка видеофильмов.

Практические работы: определение рыб по фотографии, рисунку, контуру тела.

Наблюдения: наблюдение за рыбами в мини-зоопарке.

 

Кто еще живет в зоопарке?

Темы 27 - 32

7 ч. теория + 11 ч. практика = 18 ч.

Моллюски. Их строение, приспособления к образу жизни. Водные и сухопутные моллюски. Ракообразные. Их строение, приспособления к образу жизни. Речной рак и креветка. Насекомые. Их строение, видовое разнообразие, приспособления к образу жизни. Пауки. Их строение, приспособления к образу жизни.

Зоопарки мира. Их отличительные особенности и общие черты.

Демонстрации: фотографии моллюсков, ракообразных, насекомых, пауков, научно-популярные фильмы о вышеуказанных животных из списка видеофильмов, коллекции насекомых, раковин моллюсков.

Практические работы: определение моллюсков, ракообразных, насекомых, пауков по фотографии, рисунку.

Наблюдения: наблюдение за моллюсками, ракообразными, в мини-зоопарке.

 

Познавательные игры: логические игры (лишний элемент, путанка, лабиринты) игра-путешествие «В поисках Земли», «Поле чудес».

Итоговый проект: «Мой зоопарк».


© Ecodistanciya 2013-2015